Previous Entry Share Next Entry

Летний Париж. Двор Пале-Руаяля.

Автор Сергей Шведов



Мог ли подумать старик кардинал Ришелье, всемогущий диктатор, строя себе дворец напротив Лувра, что спустя всего полтораста лет эта цитадель абсолютизма станет гнездом Революции?! Но пути Истории неисповедимы. а Господь Бог долго терпит, да больно бьет. Соорудив в 1636 году роскошную резиденцию, кардинал и первый министр не постеснялся назвать ее Пале-Кардиналь (Дворец Кардинала), не стесняясь соперничать с формально возвышавшейся над ним королевской властью. Именно по этому двору маршировали знакомые нам по "Трем мушкетерам" гвардейцы кардинала. Но расстанемся тут с иллюзией: нам всегда казалось, что этих гвардейцев у кардинала была целая армия. Ничего подобного! В реестрах бухгалтерии кардинала точно обозначено число его гвардейцев, которым выплачивалось жалование:всего 50 человек.



Итак, после смерти Ришелье дворец по его завещанию подарен королевской семье, а Пале-Кардиналь превращается в Пале-Руаяль. Здесь живет юный Луи Четырнадцатый, убежав с матерью из огромного и неуютного Лувра. Потом Король-Солнце дарит его своему младшему брату, Филиппу, герцогу Орлеанскому. В 1770-х годах хозяином дворца становится потомок Филиппа, тоже Филипп, герцог Шартрский, а потом Орлеанский, будущий Филипп-Эгалите, богатейший человек Франции. Он ломает внутренние интерьеры дворца, сносит к ужасу парижан сады, в которых все привыкли гулять, чтобы возвести на их месте то, что станет потом гнездом будущей Революции.



"Не плачьте, пишет Карлейль в своей книге о Революции, бедные нимфы, принц посадит новый сад, правда, поменьше прежнего, но зато в нем будет фонтан, будет стреляющая ровно в полдень пушка, а вокруг него встанут пышные здания, а в них можно будет найти как предметы низкой пользы, так и предметы умственные, но также и такие, которые едва ли в состоянии представить бедное человеческое воображение. Итак, Пале-Руаяль стал и теперь останется навсегда тем местом нашей планеты, где устраиваются шабаши ведьм и где обитает сам Сатана". Немудрено - Орлеанский Филипп перестроил дворцовые помещения под кафе, рестораны и театры, где поселился и живет до сих пор Комеди Франсез, а в бывших кардинальских покоях устроил огромный бордель. Вход полиции сюда был запрещен, независимые журналисты, публицисты и революционеры обрели тут свою трибуну. Филипп знал, что делает, он был достаточно прозорлив, чтобы понять, что век монархии подходит к концу, а королевская власть разваливается, находясь в слабых руках Луи 16-го, которого он называл братом. Зимой 1787 года на заседании парижского парламента он первый потребовал от короля созыва Генеральных Штатов для спасения быстро катившейся к банкротству страны. В этом дворце вместе с автором "Манон Леско" Лакло он написал воззвание к народу, в котором назвал Третье сословие - всей нацией. 12 июля 1789 года, когда Генеральные Штаты уже провозгласили себя Национальным собранием, во дворе Пале-Руаяля, ставшего штабом революции, Камилль Демулен обратился к огромной толпе со словами: "К оружию! Покоя не будет, пока всю Францию не охватит пожар!".



В 1871 году пожар охватил сам Пале-Руаяль. Коммунары спалили его дотла, подобно дворцу Тюильри. Зачем они это сделали, Бог весть. В 1873 году дворец был восстановлен, но теперь это была уже бледная копия кардинальской роскоши и революционных бурь.



В 1984 году, почти одновременно со строительством Пирамиды Лувра площадь дворца застроили инсталляцией - колоннами Бюрена, между которым любят играть подростки скейтеры и руферы, и просто прыгать туристы. Ту самую площадь, по которой раньше маршировали гвардейцы кардинала, а потом революционные подростки гоняли голову самого кардинала, играя ей в мяч.



Национализированный после казни Филиппа-Эгалите революционерами в 1793 году ("по мере углубления революции", как сказал бы товарищ Сталин), дворец так и остается в распоряжении народа до сих пор. Тут проходят огромные выставки, находится Министерство культуры и прочие бюрократические, но все-таки несвойственные дворцам заведения.



Здесь же помимо Комеди Франсез модные кафе и рестораны, средоточие парижской культурной и интеллектуальной жизни. Со времен Филиппа-Эгалите мало что изменилось.



Как писал Карамзин, побывав в Париже в 1790 году, когда революция была еще относительно мирной: "Вообразите себе множество людей, которые толпятся в сих галереях и ходят взад и вперед только для того, чтобы смотреть друг на друга! — Тут видите вы и кофейные домы, первые в Париже, где также все людьми наполнено, где читают вслух газеты и журналы, шумят, спорят, говорят речи и проч. ...Всё казалось мне очарованием, Калипсиным островом, Армидиным замком". Все это можно вообразить и сейчас.



Вот, например, человек, похожий на президента Ф.Д.Рузвельта. По-моему, только тут его можно увидеть.



Одним словом, место в Париже, где можно смело провести половину дня, сходить в театр, походить по аркадам и галереям Филиппа-Эгалите, и остаться довольным.

Источник


?

Log in

No account? Create an account